Self-made man эпохи Возрождения
Редакция Puzzle BrainОписание
Эпоха Возрождения или Ренессанс (франц. renaissance «возрождение», re- «обратно; опять, снова; против» + nasci «рождаться, происходить») - период в истории между Средними веками и Новым временем в условных хронологических рамках - XV-XVI вв., хотя основы философии этой культурно-исторической эпохи закладывались уже с конца XIII в.
Такое название обусловлено тем, что новую жизнь получили идеи Античности, которые на протяжении тысячи лет были фактически позабыты в пользу веры, полного превосходства души над телом и святости долга, служения Богу. На смену тотальному теоцентризму (т.е. Бог как основа всего сущего) в эпоху Возрождения приходит антропоцентризм - воззрение, согласно которому центром мира является человек.
Понять отношение к месту человека в мире эпохи Возрождения, так сказать, из первых уст, мы можем, обратившись к строкам итальянского философа и гуманиста Джованни Пико делла Мирандолы (1463–1494):
“Я [Бог, Создатель] не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные”.
Нельзя сказать, что Ренессанс полностью отбросил идеи Средних веков, нет, вера в Бога сохранилась, но человек начал восприниматься не как “раб Божий”, а скорее как “венец творения”. Человек, единственный из всех живых существ, наделён Создателем разумом, а следовательно, и правом выбора своего жизненного пути. Если в средневековой парадигме, человек должен был стоически сносить все испытания и не роптать на судьбу, то в эпоху Возрождения человек, предварительно отмеченный Богом-Творцом, становится творцом судьбы своей собственной.
Логично, что к отмеченному Богом существу должно быть и соответствующее уважительное отношение, исходя из чего ренессансные мыслители утверждают в культуре новый гуманистический взгляд на мир.
Гуманизм - философское мировоззрение, утверждающее свободу, право на счастье и достоинство человека. Обратите внимание на слово “достоинство”, это понятие красной нитью проходит через всю мысль Возрождения, даже вышеупомянутые строки Пико делла Мирандолы, ставшие гимном гуманистов, позаимствованы из произведения под названием “Речь о достоинстве человека”.
В предшествующие Ренессансу Средние века (целую тысячу лет!) мы вряд ли говорили бы о достоинстве, скорее о смирении, смирении и ещё раз смирении. А человек новой эпохи может влиять на свою судьбу посредством своих личных решений, что проявилось, например, в свободе выбора деятельности. Появились “универсальные люди”, занимающиеся одновременно и искусством, и наукой. Ярким примером нового типа личности является Леонардо Да Винчи, о котором подробнее можно почитать здесь.
Кстати, и он намекает нам на свободу выбора жизненного пути, списывая Христа и Иуду для росписи “Тайная Вечеря” с одного и того же человека. “Переродиться в низшие, неразумные существа” или “по велению своей души в высшие божественные” - только наш личный выбор.
Из всего вышесказанного, человек Ренессанса, отмеченный Богом, сам определяет свой характер, выбирает деятельность, является творцом своей судьбы, в общем, типичный self-made man. Ничего не ново под луной… Современный образ человека, который сделал себя сам, - не новомодная уникальная идея, а позаимствованная из эпохи Возрождения философская концепция.